Рак желчного пузыря занимает 5-е место в структуре онкозаболеваний желудочно-кишечного тракта и в 1–3% случаев выявляется только при гистоморфологическом исследовании материалов после холецистэктомии.
В связи с поздней диагностикой, рак желчного пузыня часто выявляется только на последних стадиях, часто (в 78% наблюдений) сочетается с желчнокаменной болезнью. Среди всех пациентов, страдающих желчнокаменной болезнью, рак желчного пузыря, по данным ряда авторов, развивается у 0,3–3,5%. Причем заболеваемость раком желчного пузыря среди женщин в 2–5 раз выше, чем среди мужчин.
Риск повышается при «фарфоровом» желчном пузыре и хроническом воспалении при холелитиазе. К предрасполагающим факторам рака желчного пузыря относят желчнокаменную болезнь более 5 лет, кальцификацию стенок желчного пузыря, ожирение, первичный склерозирующий холангит, а также аденому, папилломатоз и метаплазию эпителия желчного пузыря. Относительный риск развития рака желчного пузыря при семейном анамнезе очень высок и составляет 13,9%.
Выявляют различные гистологические формы рака желчного пузыря: аденокарцинома, плоскоклеточный рак, недифференцированный рак.
Недифференцированный рак встречается в 8–10% случаев рака ЖП в виде двух форм: мелкоклеточный и крупноклеточный. Приблизительное время прогрессирования заболевания от тяжелой дисплазии до инвазивного рака составляет 15 лет.
Макроскопически выделяют следующие формы рака ЖП: узловая, диффузно-инфильтративная и папиллярная.
Диффузно-инфильтративная форма является наиболее частой. В запущенных формах опухоль распространяется на печень, элементы гепатодуоденальной связки, ободочную кишку и ее брыжейку и двенадцатиперстную кишку.
Узловая форма встречается реже, опухоль имеет относительно четкие границы и растет в просвет пузыря или внепузырно.
Папиллярный рак желчного пузыря представляет папиллярное образование, растущее в просвет желчного пузыря. Инвазия субсерозного слоя органа резко повышает вероятность лимфогенного и гематогенного метастазированию.
Рак желчного пузыря относится к быстро прогрессирующим опухолям. Известны 4 пути генерализации опухолевых клеток:
Прямая инвазия в соседние органы, и в первую очередь на печень (в IV и V сегменты). Инвазия печени является характерной особенностью желчного пузыря и выявляется на секции у 58,9–90% больных.
Лимфогенное и гематогенное метастазирование начинается при пенетрации мышечного слоя, где опухоль контактирует с многочисленными лимфатическими и кровеносными сосудами. На аутопсии лимфогенные метастазы обнаружива- ются у 68,1% умерших больных.
Четвертый путь распространения опухоли — перитонеальный (частота метастазов по брюшине достигает 60%).
Метастазы в печень чрезвычайно характерны для рака желчного пузыря и отмечаются у 50–85% больных. Далее по частоте пораженных метастазами органов отмечают легкие и плевру — от 4,8 до 34,3% больных.
Основными признаками и симптомами заболевания являлись боли в эпигастрии с эпицентром в правом подреберье (87,2% больных). Снижение аппетита, похудание, желтоватое окрашивание склер и кожи отмечены у 76, 4% пациентов. Тошнота и рвота имела место в 35,8% наблюдений, жалобы на кожный зуд предъявляли 47,1 % больных. Растущая опухоль может долгое время оставаться бессимптомной. В запущенных случаях отмечается желтуха, нередко сопровождающаяся болью в животе, потерей аппетита и снижением массы тела. Изменения в анализах крови были неспецифичны и, как правило, выявлялись в запущенных стадиях заболевания: анемия, лейкоцитоз, повышение уровня билирубина, активности ЩФ и ГГТП. Эти показатели обычно свидетельствовали об опухолевой инвазии печени и внепеченочных желчных протоков, а также развитии других осложнений: холецистита, холангита (у 79,5% пациентов).
Неравномерная полиповидная слабо накапливающая контраст опухоль в просвете желчного пузыря, или гиподенсивная опухоль, распространяющаяся из желчного пузыря в паренхиму печени.
В настоящее время используется только при планировании стентирования желчного протока.