Паралич Белла, т.н. идиопатический периферический лицевой паралич, характеризуется внезапным поражением лицевого нерва, часто разрешающимся через 6-8 недель.
Пик заболеваемости между 15-50 годами, распространенность ~25 случаев на 100 000 населения в год. Гендерная предрасположенность отсутствует [9].
Паралич Белла долгое время считался идиопатическим заболеванием; однако в настоящее время имеются убедительные доказательства активации вирусов простого герпеса и ветряной оспы при латентном инфекционном процессе коленчатого ганглия.
Классическая картина характеризуется внезапным односторонним параличом лицевого нерва, затрагивающим и верхнюю и нижнюю лицевую мускулатуру (в отличии от паралича центрального генеза (напр. при стволовом инсульте), при котором поражается только нижняя лицевая мускулатура). Начало острое в течении нескольких часов. До 70% пациентов описывают изменения вкусовой чувствительности (за счет компрессии промежуточного нерва) за неделю до проявления паралича. Следует помнить, что сенсорные нервы имеют более тонкую миелиновую оболочку и более восприимчивы к дисфункции, чем двигательные нервы.
Рутинно МРТ не проводится пациентам с параличом Белла, так как это не считается экономически не целесообразным, но исследование полезно в двух ситуациях:
Контрастное усиление при параличе Белла вариабельно, обычно в виде протяженного однородного линейного усиления лицевого нерва, отмечается от 75% до 100% случаев. Узловой характер усиления должен натолкнуть на мысль об опухолевой природе. Чаще поражается отдел коленчатого ганглия лицевого нерва с любой стороны, между внутренним слуховым проходом и дистальным барабанным отделом. Сосцевидный и экстратемпоральный отделы лицевого нерва поражаются менее часто.
Необходимо аккуратно оценивать контрастное усиление при параличе Белла, избегая гипердиагностики, так как контрастное усиление наблюдается в лицевом нерве так же и при отсутствии патологии. Локальное усиление в латеральных отделах внутреннего слухового прохода, возможно является более полезным признаком и используется как маркер тяжести заболевания и прогностический критерий.
Назван в честь Charles Bell (1774-1842), Шотландского анатома, хирурга и физиолога.